Warning: Illegal string offset 'name' in /var/www/spb/data/www/spb.brest.by/2z/core.php on line 148

Strict Standards: Declaration of AdsStaticFilter::showStatic() should be compatible with StaticFilter::showStatic($staticID, $SQLstatic, $tvars, $mode) in /var/www/spb/data/www/spb.brest.by/2z/extras/ads/ads.php on line 22

Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spb/data/www/spb.brest.by/2z/includes/news.php on line 82

Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spb/data/www/spb.brest.by/2z/includes/news.php on line 154

Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/spb/data/www/spb.brest.by/2z/includes/news.php on line 517
Саюз пісьменнікаў Беларусі | Брэсцкае аддзяленне |Сучасная беларуская літаратура : Крытыка : Валентина Локун, "СОВРЕМЕННАЯ ПРОЗА ПИСАТЕЛЕЙ ПИНСКА"
       

Навіны і дзеі

Пра нас

Нашы кнігі-2013

Нашы кнігі-2012

Нашы кнігі-2011

Нашы кнігі-2010

Нашы кнігі-2009

Нашы кнігі-2008

Нашы кнігі-2007 і ранейшыя

Проза

Паэзія

Публіцыстыка

Крытыка

Прэмія Калесніка

Лаўрэаты Прэміі

Конкурс юных аўтараў

Наш фотаальбом

 


 
НОВЫЯ КНІГІ
 

-- --




Валентина Локун, "СОВРЕМЕННАЯ ПРОЗА ПИСАТЕЛЕЙ ПИНСКА"
Крытыка

(Литературно-критический обзор)

Полесская земля богата на поэтические таланты, но я не буду перечислять их имена, они известны всем. Моя задача иная: обратить внимание на прозу пинских писателей, ибо, наконец-то, и у нас, на пинской земле, появились прозаики, произведения которых вызвали широкий резонанс как в читательских кругах, так и в литературных. Имею в виду произведения Ю.Солоневича, Н.Еленевского, М.Ляшук, В.Гришковца.

Для романа Ю.Солоневича "Зона тени" свойственно максимальное сближение интеллектуально-философских и психологических тенденций. Кстати, это характерная черта национальной литературы конца XX — начала XXI веков: прозы В.Козько, Ю.Станкевича, А.Наварича, Б.Петровича, Т.Бондарь, И.Богдановой, Ф.Сивко, А.Козлова и других писателей, которые в своем творчестве трансформировали хронотопные модели художественного мира Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича, своеобразно дополнив их эстетикой постмодернизма и сюрреализма."Зона тени" — это роман-рефлексия, роман-дискуссия, роман-притча.

Автор творит в рамках интеллектуальной прозы, синтезируя философский поиск, ассоциатавную образность с детективно-бытовой коллизией. Реалистическое социально-психологическое повествование преобладает в первой части романа, когда речь идет о перипетиях возвращения домой главного героя "дальнобойщика" Арсения. Но вскоре "реалистически-бытовая-детективная" часть закончится, уступая место сюрреалистическому повествованию. По мере сюжетного развития романное пространство будет обогащаться мифологемическими хронотопными проявлениями, где переплетаются сознание и подсознание, реальное и ирреальное. Саморефлексия главного героя, его сны, видения чередуются с библейскими притчами (их в романе бесчисленное множество), с бесконечными дискуссиями героев о смысле жизни и смерти, о путях постижения истины.

"Что я сделал в этой жизни не так? За что мне все это?" ("Нёман", 2005, № 9, с.74) — обращается ко всему миру герой. Это сакральный вопрос, который проходит лейтмотивом через весь роман.
Автор поддерживает идею взаимосвязи причины и следствия, вины и наказания. Все в мире предопределено: "Во Вселенной не бывает случайностей. Все в ней закономерно" ("Нёман", 2005, № 9, с.53). "Все имеет причину. Отцы творят прошлое своих детей. Будущее — продолжение прошлого. Поэтому и грехи отцов на детей ложатся. Безвинные дети погибают по вине отцов — и так из поколения в поколение" ("Нёман", 2005, № 9, с.76).

Теме рабства, внутренней несвободы посвящена основная часть произведения. В структуру романа вводится новый персонаж — "человек тени" па имени Араб. Масштабность волнующей писателя коллизии "добра и зла" привела к тому, что повествование оказалось близко к формам классической гегелевской триады в познании истины: тезис, антитезис, синтез.
Только потеряв зрение, можно стать всевидящим. Только в смерти можно постичь смысл жизни. Здесь автор напрямую приблизился к философии экзистенциальной литературы.

Процесс трансформации сознания главного героя происходил болезненно и противоречиво. "У раба нет иного пути к свободе — только через бунт и крест" ("Нёман", 2005, № 10, с.70). Арсений тоже раб, хотя и не хочет в этом себе признаться. Он тоже клеймен. Значит, выбора у него не осталось: если ты раб — "восстань и погибни с честью" ("Нёман, 2005, № 10, с.70). Пройдя через мучительные духовные поиски, герой почувствовал свою избранность. Услышал голос Времени. Теперь он знал, где начало Дороги, и ему уже "ничего не страшно: даже смерть на кресте" («Нёман", 2005, № 10, с.84). Люди подземелья ждали его, он принял их боль на себя. Как Иисус. Как те, что полегли на полях великих сражений. Как погибшие на "Курске". Арсений решился, он восстал против рабства, восстал против "тени", от которой не мог нигде укрыться.

"Зона тени" как эстетическое явление еще долго будет привлекать внимание критиков. Включение романа в белорусский литературный процесс даст возможность, с одной стороны, точнее выявить его отдельные грани, с другой — убедиться в его философской и художественной глубине.

Н.Еленевский работает в ином жанровом направлении — документальном и документально-художественном. Он создал документальные повести "Старший сын", "Пушки в небе!", "Хроника пикирующего разведчика", написал сборник очерков и повестей "Небесный штурмовик", последние также созданы на документальной основе.

"Хроника пикирующего разведчика" и повесть "Чужое небо" объединяет эпическая трактовка темы войны и ее нравственных итогов. Герой "Хроники" --- Булацкий --- человек нелегкой судьбы. Он представитель своего поколения, романтического и вместе с тем трагического. Романтического — через несокрушимую веру в свое светлое будущее. Трагического — потому что вера их была мифической, иллюзорной. В этом их главное отличие от "потерянного" поколения», представленного в мировой литературе творчеством Э.Хемингуэя, Э.Ремарка, Дж.Пассоса и др. "Лейтенанты" 40-х годов в советской литературе были одержимы идеей борьбы с врагом, идеей защиты Родины. Отечественная война для них была главным, можно даже сказать, личным делом. На этой волне в конце 50-х — начале 60-х годов родилась "лейтенантская проза", которую достойно представляли белорус Василь Быков, россияне Ю.Бондарев, Г.Бакланов, В.Кондратьев, В.Некрасов и др.

Нравственный максимализм, глубокое понимание личной ответственности за судьбу своего народа, готовность к самопожертвованию — вот что определяло характер героя войны 1941-1945 гг. в советской литературе. Постсоветская проза о войне отходит от традиций классического гуманизма и ориентируется на христианские ценности.
Совершенно иной герой представлен литературой об афганской войне. Все чаще теперь упоминается поколение "забитых" и "забытых" ("Цинковые мальчики" С.Алексиевич).

Повесть Н.Еленевского "Чужие горы" полемизирует с таким определением судьбы солдата-афганца. Автор признается, что он пишет "аллилуйя" людям в чужих горах.
Повесть посвящена памяти выпускника Львовского высшего военно-политического училища, кавалера двух орденов Красной Звезды, военного журналиста подполковника Валерия Глезденева. Но это — повесть о поколении "лейтенантов" афганской войны.

Герой Н.Еленевского – простой белорусский паренек Василий Сябрукович. Все лучшее, что было в характере Сябруковича, он получил от родной природы: от маленькой речушки Лань, на которой вырос, от "настоящих" ив, которые "заплачут... и за себя, и за меня". От природы он взял высокий дух и совестливое, сострадательное сердце. Сострадательное даже к врагу. Но вместе с тем Василий был романтиком. Он был воспитан на песнях Высоцкого, особенно нравилась ему эта: "Парня в горы тяни, рискни..." — о романтике гор, о настоящей мужской дружбе. Афганские горы оказались другими, без романтического ореола. Это были чужие и далекие для его души горы. Горы—убийцы.

Образ гор, как символ зла, войны очень важный момент в повествовательной структуре повести. Идея противостояния человека и гор есть одна из доминантных. Как бы сама природа восстала против человека, испорченного цивилизацией, замахнувшегося на незыблемое: "Не убий". Восстала против человека пришлого, человека-захватчика. И неважно, что человек этот оказался здесь не по своей воле, что он тоже жертва — обстоятельств, жизни, судьбы. Горы "издевательски следили за бежавшим человеком, чужим человеком с чужим криком" ("Нёман", 2005, № 3, с.44).

Н.Еленевский отображает войну в ее страшных противоречиях, в ее "практицизме", когда смерть перестает быть "пугающей", когда вместе со взрослыми убийцами готовятся стать и дети.
Итак, Н.Еленевский отобразил два героя войны: Булацкого, как реальную фигуру, и Сябруковича, как художественный образ, имеющий реального прототипа. Общее у них то, что оба они войну воспринимают как потрясение, как великое человеческое испытание, неизбежно ведущее к пересмотру нравственных ориентиров. Но вместе с тем война была у каждого своя. В сознании Булацкого она порождает гордость за себя и свое дело. Василий Сябрукович, чудом выживший, победивший смерть, переполнен горечью воспоминаний об ужасных днях и часах, которые он провел в чужих для него горах.

М.Ляшук успешно творит в жанре малой прозы, осваивает формы поэтической новеллы. (Мы знаем, что к форме новеллы успешно обращались известные писатели — Т.Манн, С.Цвейг, А.Моруа, Ф.Кафка, Э.Хемингуэй.) Сама автор называет свои творения "непридуманными историями". Они действительно непридуманы — настолько велика заложенная в них реальная жизненная сила, психологическая глубина и правда характера. Прежде всего женского характера, особенности женской судьбы, чаще драматической.

Новеллам М.Ляшук присущи драматизм сюжета, напряженное действие. Автор, как правило, отображает "частные" поступки и переживания простых людей, их личные отношения. Вместе с тем сюжетные перипетии новелл М.Ляшук многообразны, они воспроизводят те необычные ситуации и события, которые открывают нравственные и этические проблемы. Часто автор на двух-трех страничках вмещает историю жизни человека.

Героини М.Ляшук разные по своему социальному статусу, возрасту, но все они личности глубоко духовные, с высоким чувством собственного достоинства. Тема любви, отношения между людьми — одна из главных в «историях».
Для героев писательницы любовь — нравственное испытание, через которое проходят не все. По мысли автора, любовь есть самоотречение и ответственность. Ответственность за тех, кого любишь.
Героиня М.Ляшук не свободна в жизни социальной, но она всегда свободна внутренне, в своем праве выбора. Она — вершительница своей судьбы. Она — романтик по своим духовным устремлениям и вместе с тем земная, легко ранимая. Она чувствует боль других и сострадает этой боли. Писательница убеждает, что, только пройдя через боль, человек становится сильнее, внутренне богаче.
Ко всему следует добавить, что написаны новеллы искренне, «как на исповеди».

На республиканском конкурсе на лучшую публикацию, посвященную женщине, Мария Ляшук награждена поощрительным дипломом и премией Белорусского союза женщин.
* * *
Творчество пинских прозаиков богато по своему внутреннему содержанию и жанровым формам. Оно проникнуто напряженными, духовными и нравственными поисками. И через это достойно — на равных — вливается в национальный литературный контекст.
(8 января 2011)  

 Добавление комментария:
 
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)

теги форматирования

добавить смайлы
 
 
 
АСАБІСТАЕ
   
 
Copyright © 2007-2008 Саюз пісьменнікаў Беларусі | Брэсцкае аддзяленне |Сучасная беларуская літаратура  
БЕЛАРУСКАЯ ПЭЗІЯ БЕЛАРУСКАЯ ПРОЗА